Nike: развитие и современность
История фирмы Nike имеет тесную связь с именем такой личности, как Фил Найт. Он был довольно средним бегуном на средние дистанции в университетской команде, а позже занял 6 позицию в рейтинге богатейших американцев. Найтом была основана компания совместно с тренером Билом Бовэрманом в 1964 г.
Стоимость американской обуви для занятий спортом тогда была всего 5 долларов, однако она имела не лучшее качество. Большинство спортсменов зарабатывали на тренировках мозоли. Куда большее качество имела обувь из Германии, но ее стоимость была в разы больше. Создатели компании придумали простой выход: качественная обувь должна проектироваться в Америке, изготавливаться в Азии и продаваться снова в Америке по гораздо меньшим ценам, чем германские кроссовки. Производителем из Азии выбрали Японию в результате того, что рабочая сила была там недорогой. В 1973 г. Фил отправился в Японию. Он подписал договор с фабрикой Onitsuka о реализации японских кроссовок высокого качества в Америке. После возвращения он начал продавать обувь с кузова грузовика недалеко от беговых дорожек. Этому проекту решили дать название «Blue Ribbon Sports».
С 1965 г. создатели решили поменять название бренда, дав ему имя в честь Ники – богини победы в Греции. Логотип тогда неизвестной фирмы нарисовала студентка Каролин Дэвидсон за каких-то 35$. Через 12 лет Найт позвал ее в ресторан и подарил золотое украшение с придуманной ею эмблемой и вдобавок к нему конверт с частью акций Nike. Это стало честно заслуженным вознаграждением за эмблему, одно лишь присутствие которой на спортивной одежде в разы увеличивает привлекательность для потребителя.
История Nike Air Max идет с далеких восмидесятых. Первые кроссовки из этой серии появились еще в 1987 году. Технология производства и комплектации подошвы такой обуви баллоном с воздухом принадлежит американскому инженеру Френку Руди и была разработана им еще в конце 70-х годов, однако, принята к производству гораздо позже, купить кроссовки найк аир макс женские можно в Boroda Store.
Мода на фитнес и бег в начале 1970 вызывала стимулирование для развития бизнеса. До 1969 г. Найт уже реализовал кроссовок почти на миллион. Но чистая прибыль компании еще не была большой. В 1975 году Бовэрман придумал сделать подошву обуви рифленой. Это позволило усилить толчок и снизило массу обуви. Это простое, но гениальное решение перенесло компанию на первые позиции с долей рынка больше 50%. Обойдя Adidas, впереди был лишь единственный соперник – Reebok.
В 1984 г. компания Nike подписала договор по поводу рекламы кроссовок для баскетбола с начинающей звездой баскетбола NBA Майклом Джорданом, какому на тот момент было 21 год. Это нынче такая практика уже привычна, а в то время это было впервые. Вложив много денег в кампанию с Майклом, Nike, не осознавая этого, сделали его фактически лицом компании. Многие подростки хотели себе такие кроссовки, как носит Джордан. Для Майкла были изготовлены особые кроссовки, носившие название «Air Jordan», они отлично соответствовали для боковых нападающих, которые получают большую нагрузку на стопу, когда приземляются после прыжков. В результате этой кампании Nike увеличили свои продажи в 4 раза.
В 1998 г. в 1 раз за 13 лет фирма потерпела денежные утраты. Они в общей сложности соответствовали примерно 68 миллионов долларов. Ситуация только ухудшилась в результате скандала по поводу условий работы и платы на фабриках в Азии. Претензии к компании Nike были вполне аргументированными. Пакистанские дети получали по 60 центов за один день на производстве футбольных мячей. Вьетнамская средняя заработная плата составила 1,5 доллара за день, при этом рабочая неделя продолжалась целых 65 часов. На китайской фабрике выбросы опасных компонентов были выше нормы в 180 раз. Почти 80% рабочих болели разными болезнями. Притом, что на 10 000 работников был только 1 единственный доктор и несколько медсестер. В тот момент Джордан получил за одну лишь рекламу Nike оплату больше, чем все малайзийские работники.
В 1999 г. у Nike заканчивается сложный период. Они удачно овладевают сетью Интернет. Компания открывает множество собственных web-адресов. Позже Nike решает, что не нужно ограничивать себя лишь выпуском обуви. Nike приступает к производству разных спортивных аксессуаров, такие как одежда, стильные часы и проч. Но фирма не смогла долго упиваться своими успехами. В 1998 г. ее популярность стремительно падает, потому что одевать то, в чем ходят множество людей, становится не модно. Но этот факт также не стал неожиданностью для компании. В 1998 г. Фил Найт представил новую линию продукции – всепогодные принадлежности.
Реклама Nike, прежде всего, бросает вызов. В 1999 г., когда происходили бомбежки НАТО, в полуразрушенном Белграде стали появляться щиты Nike со знаменитым слоганом «Just Do It» и неожиданной фразой: «Stop the bombs!» Вышло: «Остановите бомбежки! Просто сделайте это». В 2002 г. Nike была запущена кампания под названием «Секретный турнир». В роликах говорилось о футбольных соревнованиях на 4 игрока в каждой из 2 команд в укрытом помещении под названием «Клетка». Для съемок было приглашено 24 лучших футболиста мира. Подробнее: http://www.boroda.net.ua/product-category/for-her/nike-woman/nike-air-max-woman/