Дорожная фреза: классификация, история, характеристика
Дорожные фрезы (холодные фрезы, холодные профилировщики) — это дорожные машины, предназначенные для послойного снятия твердых дорожных покрытий (асфальтобетон, цементобетон) в целях ремонта или реконструкции. Фрезы используются для локального (при ямочном ремонте) или полного (при реконструкции) снятия твердых покрытий при укладке асфальтобетона.
Содержание статьи:
История появления дорожных фрез
Первое оборудование для удаления дорожных покрытий появилось в середине 20-го века, но только в 1970 году был применен принцип фрезерования с помощью вращающегося барабана. Исторически первой была технология горячей резки, которая сегодня используется редко; в 1975 году были созданы машины для холодной фрезеровки, которые быстро стали популярными, а их производство в СССР началось в 1980-х годах. Сегодня эта технология является одной из ведущих в области ремонта дорог.
Классификация машин для холодной фрезеровки
Технику можно разделить на три группы в зависимости от ее агрегатирования:
- Самоходные;
- Навесные и полунавесные (полуприцепы);
- Прицепы.
Самоходные методы делятся на два типа.
- Колесные;
- С гусеничными тележками.
Навесное, полунавесное и буксируемое оборудование классифицируется в зависимости от способа привода рабочего органа.
- От двигателя базовой машины;
- От собственной силовой установки.
Для всех типов машин предусмотрены два типа приводов фрезы: привод фрезы для базовой машины; привод фрезы для навесной машины; привод фрезы для полунавесной машины.
- Машина;
- Гидравлический (гидростатический или другие типы).
Фрезы для обработки дорожного покрытия также классифицируются по конструкции барабана, используемым фрезам и назначению. Различают черновые, стандартные, чистовые, профилирующие, стабилизирующие, микрофрезерные (для увеличения шероховатости основания) и специальные (узкие, круглые или V-образные).
Оборудование для фрезерования дорог
Дорожные фрезы имеют несколько основных элементов:
- Рабочий орган — фреза (барабан);
- Шасси или рама;
- Привод фрезы и механизмы управления.
Фреза представляет собой стальной барабан, оснащенный держателем и сменными фрезами с твердосплавными наконечниками. Фрезы, расположенные в фиксированном порядке (спирально), перекрывают друг друга и режут материал без зазоров. Фрезы могут располагаться между колесами/гусеницами шасси или на раме, вращаются со скоростью до 250-300 об/мин и закрыты кожухом для предотвращения разбрызгивания материала.
Самоходные и буксируемые кусторезы оснащаются конвейерами (ленточными транспортерами), которые используются для загрузки материала на шасси. Для подачи снятого материала на конвейер используется механизм загрузки ножей.
Самодозирующие резаки включают в себя силовые агрегаты, системы управления, рулевое управление и другие системы. Современные установки оснащены системами управления и автоматического контроля.
Характеристики дорожной установки
Для машины важны следующие характеристики:
- Ширина фрезы;
- Глубина фрезерования;
- Рабочая скорость;
- Рабочий объем;
- Самоходность — мощность двигателя и характеристики шасси (транспортная скорость, преодоление уклонов, радиус поворота и т.д.);
- Характеристики фрезы — диаметр и ширина, расстояние между режущими зубьями, тип режущих зубьев, угол атаки режущих зубьев.
Рабочая ширина большинства агрегатов составляет от 300 до 2500 мм, но выпускаются фрезы шириной до 5800-6000 мм. Максимальная глубина фрезерования находится в диапазоне 60-320 мм, но в некоторых случаях может достигать 500-600 мм. Рабочая скорость не превышает 30-40 м/мин, но некоторые фрезы могут снимать до 60-95 погонных метров ПБВ в минуту. Масса самоходных машин колеблется от 20 до 40 тонн с агрегата, навесные агрегаты весят от нескольких центнеров до 1 тонны. Мощность самоходных резаков варьируется от 70 до 600 литров. И. И выше.
В России особенности и характеристики холодных фрез регламентируются стандартом ГОСТ 31556-2012 и сопутствующими документами.
Производители холодных фрез.
Технологию производства фрезерных АБП выпускают отечественные заводы «Брянский Арсенал» и «Микневский ремонтно-машиностроительный завод». Фрезы поставляют белорусские предприятия «Амкодор», «Бердолтехника», Борисовский завод «Гранд Технолоджи», «Дрэлектромаш». Среди зарубежных компаний лидирующие позиции занимают немецкие Virgen и Bomag, шведская Dynapac, американские Roadtec, Terex и Caterpillar, английская JCB, японская Sakaji, китайские Sunny, XCMG, YTO и Zoomlion.
Интересные факты о дорожных фрезах
Самой большой и тяжелой фрезой на сегодняшний день является Terex PR-1050. Машина имеет массу до 54 тонн и оснащена двигателем объемом 870 л. с, шириной 3810-5800 мм и может снимать слои ПБВ глубиной до 640 мм со скоростью до 24 м/мин.
О том что необходимо для вождения таким видом транспорта можно узнать перейдя по ссылке tomsk.prava112.com/dorozhnaya-freza.